Заказчики (закупающие организации)
В качестве заказчиков в рамках госзакупок в Казахстане могут выступать:
- государственные органы;
- государственные учреждения;
- государственные предприятия;
- юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица.
На начало 2023 года в Казахстане насчитывается свыше 18 тысяч таких заказчиков.
Заказчики в сфере госзакупок в Казахстане несут ответственность за осуществление закупок товаров, выполнение работ и оказание услуг с использованием прозрачных и конкурентных механизмов закупок. Заказчики обязаны обеспечивать соблюдение законодательства в процессе закупок, а также контролировать соответствие приобретаемых товаров, работ и услуг установленным стандартам качества при оптимальных ценах.
Законодательство в области госзакупок Казахстана предписывает обеспечение справедливости, прозрачности и конкурентоспособности процесса закупок, а также равных условий для участия всех потенциальных поставщиков в закупках.
Осуществление госзакупок основывается на Принципах:
- оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок;
- предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;
- добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, недопущения сговора между участниками закупок;
- открытости и прозрачности процесса государственных закупок, в том числе с соблюдением законных прав поставщиков на коммерческую тайну (до подведения итогов государственных закупок);
- оказания поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан;
- ответственности участников государственных закупок;
- недопущения коррупционных проявлений;
- приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг;
- соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащиеся в закупаемых товарах.
Заказчики, в соответствии с законодательством, несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за нарушения в сфере в госзакупках.
Законодательство о госзакупках НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на:
- закупки фонда «Самрук-Казына», а также всех субъектов квазигосударственного сектора;
- закупки услуг у субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и для системы обязательного социального медицинского страхования;
- закупки услуг аккредитационного органа, услуг и товаров по организации питания обучающихся; услуг государственного образовательного заказа);
- закупки субъектами естественных монополий;
- закупки Национального банка РК.
Централизованные закупочные организации
В контексте централизации государственных закупок на разных уровнях государственного управления (республиканский, областной, городов республиканского значения и столицы, акимат района, города, района в городе) для определенного перечня товаров, работ или услуг устанавливаются юридические лица, ответственные за организацию централизованных госзакупок.
Ответственные институции / НПА
Управление Акиматов областей РК
Функции и задачи
Акиматы (местные исполнительные органы) входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.
К ведению местных исполнительных органов относится:
- разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;
- управление коммунальной собственностью;
- назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;
Акиматы и их структурные подразделения (самостоятельные отделы, управления) ответственны за экономические, социальные и культурные вопросы своих территорий, координируют работу бюджетных организаций и с участием государства. Являются основными заказчиками по государственным закупкам, планируют и формируют бюджет, организовывают хозяйственную деятельность.
Ставит перед органами полиции задачи по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения.
В рамках госзакупок акимат и его подразделения участвуют как Заказчики, размещая объявления о проведении закупок, проводя конкурентные процедуры, заключая договоры с поставщиками и осуществляя контроль за исполнением этих договоров. Также акимат может определять требования и критерии для участия в закупках, основываясь на своих специфических потребностях и целях.
Основные Подразделения акиматов как правило включают:
- Управление цифровизации и архивов
- Управление по делам религии
- Управление общественного развития (внутренняя политика)
- Управление сельского хозяйства и земельных отношений
- Управление координации занятости и социальных программ
- Управление государственного архитектурно-строительного контроля
- Управление природных ресурсов и регулирования природопользования
- Управление предпринимательства и туризма
- Управление по инспекции труда
- Управления по государственным закупкам и коммунальной собственности
- Управление экономики и бюджетного планирования
- Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог
- Управление строительства, архитектуры и градостроительства
- Управление образования
- Управление здравоохранения
- Управление культуры
- Управление энергетики и ЖКХ
- Управление физической культуры и спорта
- Управление ветеринарии
Подразделения акимата в рамках своих компетенций, имеющие контрольно-надзорные функции, в рамках госзакупок принимают обращения от граждан и организаций. Например:
- Управление государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) -проверяет качество строительства, капитального ремонта, соответствие СМР проектным решениям и т.д. (Глава 20. Административные правонарушения в сферах архитектурной, градостроительной, строительной деятельности и жилищных отношений, Кодекс РК «Об административных правонарушениях»).
- Управление по инспекции труда — рассматривает трудовые споры, в том числе связанные с реализацией госзаказа (Главы 87, 88, 89 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»)
Также обращения принимают Департаменты уполномоченных госорганов в регионах, имеющие право составлять административные протокола, например:
- Департамент Комитета промышленной безопасности МЧС РК принимает обращения о выполнении работ по госзакупкам без аттестации на право проведения монтажа, технического обслуживания и ремонта лифтов (Статья 463 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).
Юридическое и законодательное обоснование
О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148.
Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора за деятельностью местных исполнительных органов по делам архитектуры, градостроительства, строительства и государственного архитектурно-строительного контроля Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 144. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 марта 2015 года № 10597.
Дополнительная информация
- Акимат области Абай
- Акимат Актюбинской области
- Акимат Акмолинской области
- Акимат Алматинской области
- Акимат Атырауской области
- Акимат Восточно-Казахстанской области
- Акимат города Алматы
- Акимат города Астаны
- Акимат города Шымкент
- Акимат Жамбылской области
- Акимат области Жетісу
- Акимат Западно-Казахстанской области
- Акимат Карагандинской области
- Акимат Костанайской области
- Акимат Кызылординской области
- Акимат Мангистауской области
- Акимат Павлодарской области
- Акимат Северо-Казахстанской области
- Акимат Туркестанской области
- Акимат области Ұлытау
Закупки Национального банка РК
Функции и задачи
Национальный банк Республики Казахстан имеет собственные правила приобретения товаров, работ и услуг и не входит в систему государственных закупок.
Юридическое и законодательное обоснование
Об утверждении Правил приобретения товаров, работ и услуг Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в его структуру, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилированными с ними юридическими лицами Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 192. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2018 года № 17374.
Веб-портал государственных закупок
support@ecc.kz forum.ecc.kz
goszakup.gov.kz/Функции и задачи
Веб-портал госзакупок — это государственная информационная система, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам госзакупок. Он обеспечивает регистрацию участников, планирование, проведение и отслеживание госзакупок, доступ к информации, статистике, разъяснениям и способствует сокращению нарушений в госзакупках.
Юридическое и законодательное обоснование
"Об утверждении Правил использования веб-портала государственных закупок и Правил работы веб-портала государственных закупок в случае возникновения технических сбоев работы веб-портала государственных закупок" Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 692. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 декабря 2015 года № 12671.
Закупки естественных монополий
Функции и задачи
Согласно пп. 4 п.2 г. 1 “Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий” порядок проведения закупок субъектами естественных монополий не регулируются законом о государственных закупках. Данный НПА регламентирует порядок проведения закупок субъектами естественных монополий
Юридическое и законодательное обоснование
Закупки Фонда Национального Благосостояния
Функции и задачи
Согласно п. 1 ст.1 Закон Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 47-VII ЗРК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» закупки фонда «Самрук-Казына», а также всех субъектов квазигосударственного сектора не регулируются законодательством о государственных закупках. Указанные правоотношения подлежат урегулированию законодательством Республики Казахстан в области закупок субъектов квазигосударственного сектора.
Закупки здравоохранения
Функции и задачи
Согласно п. 1 ст. 3 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках не распространяется на закупку услуг у субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и для системы обязательного социального медицинского страхования. Указанные правоотношения подлежат урегулированию законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.
Закупки услуг у субъектов здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи начнут проводится в электронной форме с 1 января 2024 г.
В рамках централизации закупок в фармацевтической отрасли создано ТОО «СК-Фармация», выполняющее функции Единого дистрибьютора в фармацевтической отрасли с целью консолидации государственных закупок лекарственных средств.
Согласно статье 77 Кодекса Республики Казахстан «Об общественном здравоохранении», основными видами деятельности Единого дистрибьютора являются:
- выбор поставщиков;
- заключение договоров поставки лекарственных средств и медицинских изделий;
- заключение долгосрочных договоров поставки лекарственных средств и медицинских изделий и (или) по хранению и транспортировке лекарственных средств и медицинских изделий;
- обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями по перечню, определяемому уполномоченным органом;
- закуп лекарственных средств и медицинских изделий, услуг по хранению и транспортировке по перечню, определяемому уполномоченным органом;
- закуп фармацевтических услуг;
- закуп услуг по учету и реализации лекарственных средств и медицинских изделий;
- организация закупа медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Кодекс определяет, что закуп лекарственных средств и медицинских изделий, предназначенных для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и медицинской помощи в рамках системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), осуществляется в порядке и способами, установленными Правительством Республики Казахстан, включая использование веб-портала https://fms.ecc.kz/ для закупа лекарственных средств и медицинских изделий.
Юридическое и законодательное обоснование
"О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК.
Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, дополнительного объема медицинской помощи для лиц, содержащихся в следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, за счет бюджетных средств и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, фармацевтических услуг и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2021 года № 375.
Закупки образования
Функции и задачи
Согласно п. 3 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. “Об образовании” действия законодательства о государственных закупках не распространяется на приобретение услуг аккредитационного органа, услуг и товаров по организации питания обучающихся; услуг государственного образовательного заказа. Указанные правоотношения подлежат урегулированию законодательством Республики Казахстан в области образования.