Самые худшие в стране дороги за 35,2 млрд.тенге
По результатам 2022 года дороги Западно-Казахстанской области признаны самыми худшими в стране.
2 октября 2023 года на Общественном совете Западно-Казахстанской области обсудили результаты анализа по автодорогам:
- соблюдения гарантийного срока ремонтных работ по автодорогам.
- вовлечения акиматом жителей к мониторингу работ по госзакупкам.
Член совета, представитель «Әділдік жолы» и эксперт Коалиции «Kun Jarygy» Бауыржан Заки Ахметжан рассказал о состоянии дорог и показал фотоматериалы.
К примеру, в ЗКО за 4 года выделено 35,2 млрд тенге, однако эти дороги уже несколько лет признаются самыми худшими в стране.
По сведениям Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, по ремонту, реконструкции и строительству автодорог освоено:
- 2020 г. — 6,7 млрд.
- 2021 г. — 5,7 млрд.
- 2022 г. — 10 млрд.
- 2023 г. — 1,4 млрд.
Ремонтом и строительством охвачено 88 объектов, из них в Акжаикском районе — 5, районе Байтерек — 16, Бокейординском — 3, Бурлинском — 2, Жангалинском — 2, Жанибекском — 7, Казталовском — 7, Таскалинском — 12, Теректинском — 4, Сырымском — 1, Шынгырлауском — 5.
То есть ремонт и строительство дорог по районам распределяются неравномерно. Если в районе Байтерек отремонтировано 16, а в Таскалинском районе 12 объектов, то в Бурлинском и Сырымском районах — 2 и 1.
То ли в одном районе дороги «идеальные» или в других акимы такие шустрые.
В области на 60% дорог подрядчики — дорожные компании дают от 2 до 3 лет гарантии, которые в некоторых случаях разрушаются до их истечения и требуют капремонт.
- Выездом в Теректинский район установлены разрушения асфальтового покрытия, уложенного в 2021-2022 г.г. в ходе наступления гарантийного срока эксплуатации.
- На участках дороги 43-58 км областного значения «Теректі — Аксай» появились поперечные и параллельные трещины и ямы, ремонт которого выполнял ТОО «Айдана» за 828 млн. тенге.
- Почти весь участок 73-82 км ТОО «Елжас» в больших ямах по бокам и по середине (сумма договора 518 млн.).
Однако, изучив ПСД и получив консультации экспертов, юрист считает, что новый метод асфальтирования – ресайклирование, который применили на этой дороге не подходит к такому грунту.
За один год новый асфальт рушится буквально на глазах. Возможно здесь усматривается коррупционное нарушение, поскольку должным образом не проводилась госэкспертиза.
Может быть разрушение связано с некачественными материалами или технологией работ.
Кроме того, спикер отметил, что одним из инструментов профилактики коррупции и качественного выполнения работ по госзакупкам, в т.ч. асфальтирования дорог, капремонта школ и т.д., является повышение активности граждан и правовая грамотность населения.
Активизация граждан и развитие понятия «конечный бенефициар госзакупок — народ» усилит роль общества и создаст правовые условия для усиления общественного контроля за деятельностью госорганов с целью повышения их открытости и эффективности.
Бауыржан Заки и его команда в августе этого года успешно провели пилотный Курс Независимого Общественного Мониторинга госзакупок, где приняли участие 16 жителей области.
Это свидетельствует о заинтересованности неравнодушных граждан и наличии требований к исполнительной власти у граждан, уставших от тотальной коррупции и беззакония.
К слову, 02 октября 2023 г. Президент К-Ж. Токаев подписал Закон «Об общественном контроле», цель которого — участие граждан в управлении делами государства и вовлечение их в процесс общественного контроля.
В конце выступления, Бауыржан Заки рассказал о Коалиции «Kun Jarygy» и платформе мониторинга госзакупок Казахстана — www.prozakup.kz, экспертами которой могут стать заинтересованные граждане после успешного прохождения всех этапов курса и обретения нужного опыта и знаний.