Ожидания и Реальность закона о госзакупках
13 ноября 2023 года в Мажилисе РК прошла презентация проекта закона о госзакупках Вице-министром финансов Республики Казахстан — Кеңбеил Даурен Маратұлы.
Наши вопросы по презентации закона о госзакупках:
💰 1 сентября 2022 года Глава Государства К.Ж.Токаев поручил Правительству объединение двух Платформ закупок на одной Платформе (закупки госорганов и госорганизаций с закупками квазигоссектора, а именно Самрук-Казына). Прошло больше года, до сих пор общественности не предоставлена дорожная карта со сроками по переходу на единую Платформу закупок.
- Какая работа проведена и какие решения предлагаются? Кто даст четкий ответ?
- Почему гоорганы не поднимают вопрос о едином регулировании всех закупок гос и квазигоссектора?
💰 МФ РК хочет автоматизировать полностью систему госзакупок с внедрением рейтингово-балльной системы. Один из депутатов спросил не приведет ли эта система к монополизации рынка?
Отметим, что данная система УЖЕ ВНЕДРЕНА для выбора победителей строительных контрактов и решения этой автоматизированной системы НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЖАЛОВАНИЮ!
- Кто считает рейтинги? Не будет ли способствовать коррупционным схемам? Если подсчетом занимается человек, то данная концепция не может полностью исключить коррупционные риски.
- Какие есть механизмы противодействия этому потенциальному риску?
- Будут ли учитываться при рейтингах итоги мониторинга предыдущих закупок, выявленных нарушений и несоответствия в работе? Например, если у Поставщика выявлено, что построенные им дороги разрушаются и не выдерживают гарантийный срок, то рейтинг такого поставщика должен уменьшаться с учетом таких нарушений.
💰 Депутаты подняли очень важный вопрос об ответственности Госзаказчиков за нарушения в госзакупках. В связи с этим, обращаем ваше внимание, что повышение ответственности госзаказчиков требует ответственности МФ РК к профессионализму госслужащих.
Разработчики Законопроекта не учел в новой версии проекта закона требования к профессионализации госзакупщиков, что является эффективным инструментов в борьбе с коррупцией.
💰 Прозвучал комментарий представителя бизнес-ассоциации о том, что недопустим рамочный формат закона, где основные принципы проведения и работы госзакупок будут прописаны в подзаконных актах госорганов.
Это может привести к серьезному падению качества работ, который мы видим на следующем примере общественного мониторинга госзакупок по ремонту дорог.
Приказ Председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК от 21 декабря 2018 года № 131 “Рекомендации по назначению межремонтных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог, в том числе обстановки пути после строительства, реконструкции, капитального, среднего и текущего ремонта”.
Данный приказ дает рекомендательный характер по гарантийным срокам по ремонту и строительству дорог. При этом, есть вопиющие факты, когда при текущем ремонте дорог установлен нулевой гарантийный срок при много миллионных контрактах!
Также, когда одно министерство вводит определенные понятия (текущий, средний ремонт) и при этом отсутствуют госстандарты качества определения этих работ, то все это приводит к некачественному выполнению работ.
Ответ ГАСК ЗКО по экспертизе среднего ремонта дорог: “Ввиду отсутствия в отраслевом законодательстве понятия «средний ремонт», отсутствует и обязательное требование по разработке проектной (проектно сметной) документации, подлежащей оценке вневедомственной экспертизы, подачи уведомления о начале СМР в органы государственного архитектурно-строительного контроля, сопровождения авторским и техническим надзорами и декларативной приемки в эксплуатацию. Органы государственного архитектурно-строительного контроля осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» (далее — Закон), Предпринимательского кодекса РК, Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Перечень критериев подпадаемых под государственный контроль приведен в пункте 3 статьи 31-1 Закона. Ввиду отсутствия регламентации в отраслевом законе положения и соответствующих требований к осуществлению «среднего ремонта», данный вид работ не подпадает под государственный контроль и надзор приведенный в Законе”.
АНАЛИТИКА: Согласно, модулю аналитики госзакупок РК рассмотрим следующие работы по ремонту и строительству дорог (наименование ТРУ):
- Работы строительные по сооружению автомагистралей (кроме надземных), дорог, улиц, дорог автомобильных и пешеходных прочих, полос взлетно-посадочных на аэродромах
- Работы по капитально-восстановительному ремонту (КВР)
- Работы по реконструкции автомобильной дороги
- Работы по ремонту автомобильной дороги
- Работы по ремонту пешеходной дороги
- Работы по сооружению автомобильной дороги
- Работы по сооружению пешеходной дороги
- Работы строительные по реконструкции дороги автомобильной
- Работы строительные по сооружению дороги автомобильной
- Работы по содержанию автомобильной дороги
Работы по ремонту и строительству дорог, согласно перечня выше (10 ТРУ) | 2021 | 2022 | 2023 |
Общая сумма (млрд. тенге) | 444 | 477 | 1 099 |
Кол-во договоров (тыс) | 6,7 | 6,17 | 7,59 |
Кол-во лотов (тыс) | 10,49 | 12,55 | 15,34 |
Кол-во Заказчиков (тыс) | 1,01 | 1,92 | 1,98 |
Кол-во Поставщиков (тыс) | 2,58 | 2,52 | 2,51 |
С чем связан такой рост?????
Согласно здравого смысла, при строительстве или капитальном ремонте дороги должен быть установлен гарантийный срок, в рамках которого любые повреждения должны устраняться за счет поставщика. С учетом этого, возникают вопросы ОТКУДА берутся работы по текущему и среднему ремонту, почему их НЕ ОТРАБАТЫВАЕТ ТОТ, кто строил/капитально ремонтировал?
Поэтому, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ РАБОТЫ ПО ТЕКУЩЕМУ И СРЕДНЕМУ РЕМОНТУ ДОРОГ в госзакупках, оставить только КАПИТАЛЬНЫЙ ремонт дорог, так как только данный вид работ может быть проверен ГАСК на качество .
💰 Недавно Orda.kz опубликовала новость, что для решения проблем плохих дорог в Казахстане у Евразийского банка развития будет получено финансирование в размере свыше 2 триллионов тенге. При этом на сегодняшний день по текущему, среднему ремонту государство на местах не может обеспечить должного качества ремонта дорог и нет гарантии, что полученные средства от ЕБРР будут потрачены эффективно, а не разворованы.
Также обращаем внимание на то, что все контракты по строительству дорог, осуществляемые на средства ЕБРР не будут регулироваться законом о госзакупках согласно о согласно пункта 9 статьи 1 проекта нового закона:
“Статья 1. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением:
9) товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан. Приобретение товаров, работ, услуг в рамках реализации инвестиционных проектов, полностью или частично финансируемых другими зарубежными банками, осуществляется по правилам этих банков при соблюдении в совокупности следующих условий:
- зарубежный банк имеет долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте не ниже «А-» агентства Standard & Poor’s или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;
- более пятидесяти процентов финансирования осуществляется зарубежными банками;
- реализация инвестиционного проекта осуществляется государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними юридическими лицами;
- реализация инвестиционного проекта не требует государственной гарантии и не влечет обременения имущества заемщика.
Получается, что мы как народ будем выплачивать взятый кредит у Евразийского банка развития, но при этом мы не сможем контролировать закупки, так как все контракты по строительству дорог не будут регулироваться законом о госзакупках! Это противоречит позиции депутатов Парламента РК, которые требуют от МФ РК прозрачности и возможности гражданского контроля.
💰 Из проекта Нового Закона исключено требование о том, что при конкурсе на строительные работы, а тем более на EPC контракты, госзаказчик должен разместить на портале госзакупок проектно-сметную документацию (ПСД), что создает непрозрачность для общественного мониторинга цен по которым закупается оборудование и материалы для таких больших проектов.
У нас вызывает большой вопрос о справедливости стоимости строительства Онкоцентра в Астане, где закуп производиться из одного источника и по которому поставщик победитель — швейцарская компания B&A CONTRACTORS SA получила контрактов с 2019 года на сумму 147 млрд тенге от Министерства Здравоохранения РК. Министерство Здравоохранения не размещает на портале ПСД по неизвестным причинам, нарушая статью текущего Закона о ГЗ. Теперь получается, что с принятием такого Проекта Закона, прозрачность таких мегапроектов, где госзаказ будет размещаться способом из одного источника станет нормой и очевидно “откатом назад” по повышению прозрачности в госзакупках. Так что если нет ПСД, что может общественность мониторить?
💰 Руководитель АО “Центр электронных финансов” говорил о применении Искусственного интеллекта при автоматизации госзакупок, а очевидная проблема перевода ПСД из формата pdf в машиночитаемый текст остается незамеченной. Данный перевод этих данных позволил бы применять модули анализа данных с портала госзакупок для сравнительного анализа цен и оказали бы большую поддержку контролирующим госоорганам и общественному мониторингу госзакупок.