Планирование закупки без явной потребности
Планирование закупа ненужного товара/услуги. Сюда можно отнести, к примеру, закупку нетипичных товаров, работ, услуг для данной категории заказчиков. Например, школа закупает услуги по созданию базы данных или реальный пример:
КГУ «Шымкентская городская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №4 имени Ляззат Тажиевой» управления физической культуры и спорта города Шымкент» в 2022 г. был проведен закуп 11 лодок прогулочных на сумму 35 млн. тг, что является нетипичной закупкой для школы, но нельзя исключать возможной обоснованной потребности.
Выявление данного вида риска требует:
- изучения планов закупок организаций для формирования списка планов по изучаемой категории заказчиков;
- проведения экспертной оценки потенциальных несоответствий/нетипичных закупок;
- доступа к внешним источникам информации для подтверждения фактов нецелевого использования.
Для выявления таких нарушений можно использовать публичный модуль «Анализ данных госзакупок РК»:
- Определение категории заказчиков для изучения. Для проведения анализа целесообразно сфокусироваться на определенной категории заказчиков или пунктов планов. К возможным направлениям категоризации относятся:
- территориальная группа — возможно вы мониторите закупки вашего города.
- функциональная группа — возможно вы изучаете специализируетесь на закупках школ/больниц/акиматов.
- группировка по способам — возможно вам интересны пункты планов с неконкурентными способами закупок.
2. Формирование списка планов изучаемой группы заказчиков через использование листа “Таблица пункта планов” в рамках, которого необходимо сформировать выборку по группе заказчиков (к примеру поставьте фильтр на слово “школ” для выбора всех заказчиков с упоминанием школ в названии). В результате у вас будет сформирован перечень всех пунктов планов данной категории заказчиков для дальнейшего анализа.
3. Обратите внимание, что интерес представляют нетипичные закупки для категории заказчиков (большие суммы и малое кол-во аналогичных пунктов планов среди прочих организаций данной категории);
4. Наличие ссылок на пункты планов позволит ознакомится с данными по кол-ву закупаемой продукции для проведение оценки потребности.
5. Необходимы внешние источники данных по деятельности организации для подтверждения или опровержения потребности.
Более подробно по работе с модулем бизнес-аналитики для общественности вы можете ознакомиться в материалах вебинара «Общественный мониторинг государственных закупок РК», (инструктаж по модулю с 1:52:02 по 2:16:00).
.
Ответственные институции
Комитет внутреннего государственного аудита МФ РК (КВГА)
Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о госзакупках, в том числе камеральный контроль
010000, г. Астана, пр. Жеңіс, 11
gov.kz/memleket/entities/kvga/about/structure/departments/leadership/1188/1?lang=ruДепартаменты внутреннего государственного аудита регионов РК
Территориальные подразделения Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан
Проведение плановых аудитов на местах
010000, г. Астана, пр. Жеңіс, 11
gov.kz/memleket/entities/kvga/about/structure/100/1?lang=ruГенеральная прокуратура
010000, Астана, проспект Мәңгілік Ел, 14, press@prokuror.kz
gov.kz/memleket/entities/prokuror/contacts?lang=ruАгентство Республики Казахстан по противодействию коррупции
Предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование экономических и финансовых правонарушений.
010000, г. Астана, ул. С. Сейфуллина, 37, kense@antikor.gov.kz
gov.kz/memleket/entities/anticorruption/contacts?lang=ru